Ваш город

Онлайн-мастеринг на основе алгоритма Matchering 2.0 назван угрозой музыкальной индустрии

Онлайн-мастеринг на основе алгоритма Matchering 2.0 назван угрозой музыкальной индустрии
26 окт 2022
Поделиться:

Онлайн-мастеринг на основе алгоритма Matchering 2.0 назван угрозой музыкальной индустрии

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний RIAA назвала «умные» сервисы онлайн-мастеринга музыки угрозой музыкальной индустрии. Сервисы мастеринга на основе искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения попали в отчёт RIAA впервые.

Согласно информации издания TorrentFreak, в начале недели комиссия RIAA (англ. Recording Industry Association of America, RIAA) передала в Торговое представительство США отчёт о сервисах, способствующих распространению пиратства или выступающих в качестве угрозы для музыкальной индустрии. В документе перечислены торрент-трекеры, киберлокеры, вирусы-шифровальщики и вырусы-вымогатели, сервисы копирования потоковой передачи музыки.

Впервые в отчёт попали сайты и сервисы онлайн-мастеринга музыки на основе искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения. В список также попали сайты-экстракторы, создающие а-капелла версии песен.

По мнению RIAA, искусственный интеллект — «модное словосочетание, используемое стартапами и компаниями в технологической области». Представители ассоциации отмечают, что, несмотря на существование продвинутых алгоритмов, способных решать сложные задачи, правовой статус искусственного интеллекта и ответственность за его деятельности не определены. В частности, RIAA отмечает, что алгоритмы могут нарушать авторские права, принадлежащие другим людям.

Несмотря на неопределённость правового статуса, требующего юридической оценки, RIAA заявляет, что подобные сервисы нарушают авторские права. По мнению ассоциации, алгоритмы искусственного интеллекта способствуют распространению пиратства, а в качестве нарушителей приводит несколько экстракторов аудио и площадок для мастеринга музыки.

«Существуют онлайн-сервисы, которые с помощью искусственного интеллекта якобы извлекают, а на самом деле копируют вокал, инструментальные партии или части партий из песен. То же касается и сервисов, которые генерируют музыку, выполняют сведение и мастеринг — результаты их работы очень похожи ил почти так же хороши, как эталонные композиции известных исполнителей», — заявляют в RIAA.

Одной из упомянутых сервисов стал Songmastr, работающий на основе алгоритма Matchering 2.0, созданного российским разработчиком Сергеем Гришаковым (подробнее о нём — читайте здесь). Сервис проводит онлайн-мастеринг, основанный на звучании известных исполнителей — Бейонсе, Тейлор Свифт, Боба Дилана, Джеймса Брауна и других.

Используемый сервисом алгоритм Matchering 2.0 создан Сергеем Гришаковым в 2020 году. Проект с открытым исходным кодом распространяется через GitHub и позиционируется как программное обеспечение для референсного мастеринга.

«Сервис использует искусственный интеллект и основывается на библиотеке с открытым исходным кодом Matchering. Алгоритм обрабатывает трек, приводя RMS, частотный диапазон, динамику и стереокартину микса к загруженному пользователем референсу», — объясняют работу сервиса Songmastr.

Среди сайтов-угроз также называются Acapella-Extractor и Remove-Vocals. Первый отделяет музыку от вокала, второй — производит обратное действие.

Логика RIAA подразумевает запрет на удаление музыки или голоса из композиций, защищённых авторским правом, отмечают авторы TorrentFreak. Несмотря на то, что Songmastr и алгоритм Matchering 2.0 не занимаются разделением музыки и вокала, RIAA также считают его нарушителем авторских прав.

По всей видимости причина претензий заключается в использовании коммерческих записей, защищённых авторским правом, в качестве доноров без разрешения обладателей прав. «Сервисы обучают свои модели ИИ на основе музыки исполнителей, что нарушает права и, как следствие, создаёт контрафактные копии произведений авторов», — заявляют в RIAA.

В отчёте также отмечается, что перечисленные сервисы создают «либо несанкционированные копии, либо несанкционированные производные произведения» на основе коммерческих записей. Оценка возможного или уже причинённого ущерба от деятельности сервисов не уточняется.

Отчёт также игнорирует данные о посещаемости перечисленных сайтов. Так, например, средняя посещаемость Songmastr за последний год составила менее 200 человек в день, в то время как суммарная аудитория Acapella-Extractor и Remove-Vocals не превышала 550 000 человек.

Доклад RIAA также умалчивает о плагинах и программных решениях, проводящих обработку сигнала на основе референс-треков. К примеру, разработки iZotope и ряда других компаний умеют отделять вокал от музыки и обрабатывать миксы на основе других записей, но в список угроз такие продукты не попали. По какой причине RIAA игнорирует разработки, чья аудитория определённо больше, чем у перечисленных в отчёте сервисов, неизвестно.

Несмотря на информацию о публикации отчёта, представители Songmastr и Acapella-Extractor отметили, что RIAA не обращалась к ним по вопросу нарушения авторских прав. Возможно, что ассоциация готовит юридическую базу для направления исков или иных предупреждений.